Комплексные антикризисные решения от Erickson International Central Asia & Caucasus
«Мы создаем возможности
для тех, кому важно расти»
Алматы
+7 705 185 2233
+7 705 185 2299
info@erickson.asia

Поток: психология оптимального опыта

Блог
09 апреля 2015 г.

Представляем вашему вниманию отрывок из сборника Тома Батлера-Боудона "50 КНИГ И ВЕЛИКИХ ИДЕЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ", который позволит познакомиться с книгой Михала Чикжентмихалого «Поток: психология оптимального опыта», написанной в 1990 году.

«Почему так трудно быть счастливым?» «Какова цель в жизни?» В результате лени или опасений мы неохотно встречаемся с этими большими вопросами. Немногие отваживаются дать на них ответы, и еще меньше людей действительно способны на это. Посвятив свою жизнь поискам ответа на первый вопрос, Михал Чикcентмихалый (произносится «Михи Чикcентмихии?») понял, что он должен ответить для этого на второй. Связь этих двух вопросов и составляет суть теории «потока».

На самом общем уровне ответ автора на первый вопрос на удивление прост и очевиден: так сложно быть счастливым, потому что Вселенная просто не создана для нашего счастья. Если религии и мифологии были созданы для того, чтобы дать людям некоторое ощущение уверенности при наличии этого факта, то знание, полученное из первоисточника, время от времени пробивается сквозь эти наслоения. Чикcентмихалый говорит, что лучше всего думать о Вселенной в терминах порядка и хаоса (энтропии). Здоровый человек находит порядок приятным, и в этом ключ к его ценности и его роли в создании счастья.

Счастье и поток
Чикcентмихалый начал свои исследования не с рассмотрения природы счастья per se (самого по себе), а с вопроса: «Что приносит людям больше всего счастья?» То есть, что конкретно мы делаем для того, чтобы чувствовать радость и полноту жизни? Чтобы понять это, он в различные часы на неделе звонил специально выбранным людям на пейджер и просил их запиcать в этот момент то, что они делали и какие чувства испытывали в эти минуты в отношении своих действий. Открытие заключалось в том, что лучшие моменты были далеко не случаи?ны и не происходили в соответствии с внешними обстоятельствами, но могли быть предсказаны разумно, когда человек занимался определенным видом деятельности. Эти виды деятельности описывались людьми как самые ценные, и, когда человек занимался ими, все его заботы и беспокойства уходили прочь. Эти действия и были названы «оптимальным опытом», или просто «потоком».

Люди в состоянии потока чувствуют, что они участвуют в творческом раскрытии чего-то более значимого; спортсмены называют это «быть в зоне», мистики характеризуют такое состояние как экстаз, художники называют его вдохновением. Вы и я могли испытывать свои состояния потока просто как период затишья во времени. Лучшее определение потока взято из древнего источника — книги древнекитайского ученого и религиозного адепта Чжуан-Цзы. В нем Цинь, почтенный придворный мясник господина Вен Ху, описывает свой способ работы: «Восприятие и ощущение останавливаются, и дух движется так, как ему нужно». Вы прекращаете думать и просто делаете.

Одно из главных различий, говорит автор, это различие между удовольствием и наслаждением. Сложное дело, которое требует всех наших сил и внимания, приносит наслаждение, в то время как удовольствиям нет необходимости занимать нас целиком — мы остаемся пассивными. Телевидение, наркотики и сон могут приносить удовольствие, но для них нужно совсем мало работы сознания, а следовательно, они в действительности не помогают нашему духовному росту. Урок оптимального опыта заключается в том, что мы подлинно счастливы, когда полностью контролируем ситуацию. Наилучший опыт — это опыт, которым мы полностью управляем и который дает нам ощущение господства. Именно поэтому мы получаем такое наслаждение от выполнения цели: это приводит «порядок в осознание», не важно, какие чувства испытывает человек, который наблюдает достижение цели. Упорядоченный ум сам по себе является источником радости и счастья.

Поток: сложность и значение
Чтобы избежать бессмысленности, мы можем либо посвятить свою жизнь удовольствиям, что обычно заканчивается разрушением организма или оскудением разума, или существованием на автопилоте, когда стараешься не думать обо всех возможностях в жизни. Эта последняя возможность предполагает отказ от управления происходящим, принятие ценностей, которые в данный момент разделяют общество, превращение больше в потребителя, чем в личность.

Чикcентмихалый считает, что теория Фрейда здесь очень хорошо работает. Фрейдовское «оно» является представителем инстинктов тела, в то время как «сверх я» представляет собой внешний мир, по законам которого должно формироваться наше сознание. Третий элемент в структуре сознания, «эго», является той частью нашейличности, которая решила стать независимой как от внутренних инстинктивных побуждений, так и от требований внешней среды. Именно здесь, по ту сторону животного и автоматического начал, и находится источник подлинно человеческого. Человек, который живет по законам своего «эго», делает это сознательно, по доброй воле, а поскольку мир никогда не помогает нам, этот индивид должен стать очень сложным (не в смысле запутанности и непонятности, а более высокого порядка).

Исследования Чикcентмихалого выявили один удивительный факт относительно переживания потока: после каждого случая человек становится более личностью, чем раньше. Каждая частица знания поглощается, каждое новое обновление техники впитывается человеком, в результате чего его «я» расширяется и более упорядочивается. В процессе формируется, говоря словами автора, «необычайно сложный и разносторонний индивид».

Именно поэтому возможность самостоятельно создавать переживание потока является такой важной для нас. Жизнь без него остается статичной, скучной и бессмысленной. Счастье и ощущение смысла бытия, следовательно, можно увеличить, говорит автор, просто делая то, что вам больше всего нравится делать. На вопрос о «смысле жизни», возможно, нельзя найти ответ в эзотерическом смысле (то есть сказать, почему все это существует), но можно ответить на субъективном, личном уровне: смысл жизни в том, что имеет значение для меня. Опыт потока не нуждается в объяснении для тех, кто наслаждается им. Мы просто знаем, что он дает нам две жизненно необходимые для счастья вещи: чувство цели и самопознание.

Культура, ориентированная на поток?
Поток, конечно же, делает любого человека более живым, но у него есть и другой, не менее удивительный эффект. Сложность и ее рост порождают одновременно и понимание уникальности отдельного человека, и усиление значимости важности общения с другими людьми и соответствия требованиям этого сложного, меняющегося мира. Поток связывает вас теснее с внешним миром и в то же время дает возможность понять свою уникальность.

Этот двойственный эффект может оказать огромное влияние на объединение обществ и отдельных наций. Автор предполагает, что наиболее успешными странами двадцать первого века будут те, которые смогут предоставить своим гражданам максимальные возможности участия в деятельности, требующей проявления потока. Он говорит также о включении в Американскую декларацию независимости цели «достижения счастья», считая ее весьма дальновидным шагом, однако возражает против неправильного понимания этой цели: не государство должно гарантировать счастье своим гражданам, а сами граждане должны быть способны достичь счастья.

Поскольку выполнение предназначений (или жизнь ради будущего) является главной целью западной цивилизации, культура, ориентированная на поток, сохранит все современные ценности общества охотников и собирателей, а также освободит нас от тирании времени. С ростом процветания и достатка, если большая часть населения страны будет делать то, что ей нравится, изменится отношение к времени в целом. Время перестанет быть основной характеристикой работы, как это было в индустриальной культуре с ее четким разделением на «труд» и «отдых». Вместо этого время будет определяться субъективным отношением индивида к той деятельности, которой он занят, то есть будет учитываться, включается ли в нее опыт потока или нет.

Говорят, что западная цивилизация, и в особенности Америка, охвачена культом молодости, одним из последствий которого является страх перед старением. Но существующее давление времени может быть ослаблено, если вы будете полностью жить в настоящем времени и наслаждаться каждой минутой своей жизни, другими словами, находиться в состоянии потока. Как говорил немецкий философ Фридрих Ницше, взросление — это «открывание заново серьезности, которойобладает ребенок во время игры».

Последнее слово
Теория потока оказала большое влияние на литературу о саморазвитии, когда перестала быть достоянием только научных журналов. Она является метатеорией, то есть ее можно применить практически к любым процессам, а также к человеческой деятельности. Чикжентмихалый применяет ее к сексу, работе, дружбе, одиночеству и поствузовскому обучению. Однако опыт потока не может быть передан человеку силой убеждения. Как всегда, существуют определенные люди, которые могут создавать свой собственныйопыт потока и которые могут быть более счастливы, чем обычные люди.

Ницше считал, что «воля к власти» является источником человеческих действий, но, согласно теории потока, именно воля к порядку является основой этой и других мотиваций. Любая деятельность, которая создает упорядоченное чувство себя, дает нам также ощущение смысла и некоторую долю счастья. Когда неожиданно открываются новые жизненные возможности, возникают потребности, которые уводят нас в противоположном направлении: потребность создавать центр, порядок, дисциплину в отношении жизни и нашего места в ней. Связь эта не очевидна, и, привлекая внимание к ней, «Поток» делает, без сомнения, важную работу.
 


У ВАС ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ?