Комплексные антикризисные решения от Erickson International Central Asia & Caucasus
«Мы создаем возможности
для тех, кому важно расти»
Алматы
+7 705 185 2233
+7 705 185 2299
info@erickson.asia

Несколько слов о коучинге

Блог
10 июня 2014 г.

Многие ли руководители задумываются, как устроить эффективную взаимосвязь между руководством и подчиненными и как построить благоприятную атмосферу в коллективе?

Добрый день, уважаемые посетители. Как Вы знаете, мы большое внимания уделяем новым веяниям всего, что происходит в Казахстане. Начиная от самых простейших вещей заканчивая самым ценным. Сегодня мы хотим поговорить о хрупком и сложном организме - о человеке.

Каждый прожитый день в мегаполисе, человек испытывает целую гамму чувств: взаимоотношения в семье влияют на настроение, необходимость всё делать быстро и налету, краткость сроков вызывает напряжение, постоянную усталость и стресс. Что ж, у каждого есть свои те или иные проблемы? Но самым главным вопросам для любого человека остается его коллектив и построение корпоративных отношений внутри организации. Так как большую часть жизни мы занимаемся реализацией проектов и решением проблем связанных с нашей профессиональной деятельностью. Отсюда вопрос, многие ли руководители задумываются, как устроить эффективную взаимосвязь между руководством и подчиненными и как построить благоприятную атмосферу в коллективе?

При этом, любая компания «от мало - до велика» всегда находится в поиске «золотых умов», которые могут продвинуть организацию на более высокий уровень. Как не потерять хорошего работника, а сделать его приверженцем компании? Как мотивировать его на получение результата? Об этом и о многом другом, мы решили узнать у Академии коучинга «Step&Grow» Галии Хамитовой.

M: Добрый день Галия. В последнее время мы часто сталкиваемся в программах по обучению и тренингам с новым и не понятным для нас словом «коучинг». Давайте поговорим о том, что вообще такое «коучинг», и как давно он существует?

Г: Добрый день. Это очень важный вопрос. На территории постсоветсткого пространства впервые о коучинге заговорили в 2000 г., когда в продаже появилась книга Сэр Джона Уитмора «Coaching» на русском языке. Потребность в нем возникла в силу отсутствия какой либо бизнес-культуры, которая уже давно сформировалась на Западе. Мэрилин Аткинсон, Доктор психологии из Канады, создавшая Международный Эриксоновский Университет, первая начала проводить учебные программы по подготовке профессиональных коучей на территории стран СНГ. И если говорить о том то же такое коучинг то можно сказать что коучинг - это новый продвинутый подход к развитию человечества. Очень простой, очень элегантный, работает почти для всех. Коучинг фокусируется на будущем, работает через задавание вопросов о ценном и важном. Это метод построения способностей. Коучинг помогает людям думать, потому что они могут думать на достаточно глубокие темы, когда никто не даёт советов. Обычно, как только мы получаем совет от других людей, то перестаём думать о своих идеях. Здесь же мы ведём диалог и задаём вопросы. И в этой области люди начинают очень эффективно думать о своих целях. Коуч помогает людям понимать, что они уже точно умеют делать, и помогает им развить то, что они могут. Он помогает людям обучаться так, как они не делали этого раньше. Коучинг - это невероятный по действенности набор инструментов для саморазвития. Это помогает людям не только повышать качество работы и строить карьеру - это повышает качество их жизни.

М: Направлений коучинга достаточно много. Какие из них будут развиваться активно и станут наиболее востребованными?

Г: В коучинге можно условно выделить три главных направления: Бизнес-коучинг. Это совместная работа над достижением профессиональных и личных целей клиента в контексте его бизнеса или организации. Целью в этом случае может являться как улучшение результатов и показателей бизнеса, так и карьерной самореализации человека. Персональный. В данном случае рассматривается достижение цели в интересах человека как личности. Корпоративный. Достижение поставленной цели или решение проблемы в интересах компании. В результате внедрения корпоративного коучинга все оказываются в выигрыше: ключевые сотрудники получают осознание перспектив, ясность направления движения, большую самостоятельность, поддержку собственной инициативы. Глава же получает лояльных, заинтересованных, эффективных соратников. В результате внедрения корпоративного коучинга в компании возрастает прибыль.

И если говорить о развитии направлений то первое, что будет развиваться– индивидуальный и командный коучинг (коучинг управленческих, проектных и стратегических команд). Особо активно будет развиваться коучинг по телефону. Телефонный коучинг нам заказывают уже сейчас, он необходим высокопотенциальным сотрудникам, топ-менеджерам и хозяевам бизнеса. В то же время наибольшим спросом по-прежнему пользуются специализированные направления, такие как коучинг публичных выступлений, командный коучинг, коучинг в продажах, имидж-коучинг, коучинг первых лиц и т.

М: Позволяет ли коучинг повысить эффективность сотрудников компании? И в чем заключается секрет мотивации?

Г: В последнее время это стало уже реальным вызовом в условиях глобальной конкуренции за кадры. Очень трудно найти по-настоящему одаренного и опытного профессионала и очень тяжело его сохранить для компании. Мы живем в эпоху, когда людей постоянно навещают «охотники за головами» и предлагают все более толстые кошельки за смену рабочего места. И вот командный коучинг -- это то, что вовлекает людей. Работа становится их личной работой. Их личной карьерой. И компания становится их компанией. Коучинг меняет способность группы людей, работающих вместе, сформулировать собственные намерения, создать собственное виденье того бизнеса, в котором они заняты. И это побуждает их оставаться на своей работе, реализовывать здесь свои планы и стратегии.

М: Как продвигается развитие коучинга в Казахстане? Больше обращаются иностранные или отечественные компании?

Г: Коучинг как профессиональная услуга пока находится на фазе зарождения. Потребность в этом огромна, а предложений на рынке, которые могли бы отвечать международным стандартам, крайне мало, почти нет. Профессиональных коучей в городе очень мало. Рынок в Казахстане по нашим сравнительным исследованиям он заполнен на 7-8 %. Несколько более благополучная ситуация в России, Украине в Восточной Европе, в Турции, эти рынки более развиты, распространение коучинга происходит крайне активно. В ближайшие 5 лет спрос на услуги профессиональных сертифицированных коучей может возрасти в 4 – 5 раз каждый год. Потребность в профессиональном коучинге возрастает весьма динамично. Больше всего обращаются иностранные компании, так как они понимают что такое коучинг и какие выгоды и результаты компания может получить. Отечественные компании более консервативны и все новое воспринимают очень настороженно.

М: Правильно ли считать что НЛП (нейролингвистическое программирование) является частью коучинга?

Г: НЛП - лишь часть технологий. Коучинг - нечто гораздо большее, чем НЛП, сердце коучинга - базовая этика взаимоотношений человека с жизнью. Это никак не связано с техниками. Есть люди, которые фокусируются именно на техниках, на инструментах, вместо того, чтобы видеть других людей. Коучинг всегда фокусируется на людях. Коучинг - способ по-настоящему увидеть человека перед собой. И когда мы поддерживаем именно эту фокусировку нашего внимания, мы вольны взять любой инструмент, который уместен в данной ситуации. Техники - всего лишь техники, а люди - суть всей нашей работы, которую мы называем коучингом.

М: Есть ли в Казахстане институты или учреждения, занимающиеся подготовкой коучей? И что Вы можете сказать о компаниях, которые предлагают свои услуги по проведению тренингов и консультированию работы персонала?

Г: В Украине, Росси, Казахстане и других странах СНГ подготовкой специалистов по коучингу занимается такая всемирно известная организацияи как Erickson University International. Программы сертифицированны и аккредитированны в соответствии с международными стандартами. В Казахстане есть 20 - 30 квалифицированных коучей и несколько тренинговых компаний, которые взяли на себя инициативу и смелость преподавать основы коучинга. Им приходится продавать идею на несформированном рынке: по сути у их аудитории пока еще нет четкого понимания, что относится к коучингу, а что нет. Но потребность в нем велика. Бизнес нуждается в инструментах для повышении эффективности работы.


У ВАС ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ?