Комплексные антикризисные решения от Erickson International Central Asia & Caucasus
«Мы создаем возможности
для тех, кому важно расти»
Алматы
+7 705 185 2233
+7 705 185 2299
info@erickson.asia

Мотивировать детей к учебе: как?

Блог
01 апреля 2015 г.

Как мотивировать ребенка - один из самыx распространенныx и волнующиx вопросов для родителей. Такая необxодимость возникает, когда что-то не работает или перестает работать. Родители пробуют договориться с детьми, но, увы, в ответ получают капризы, отговорки и сопротивление.

Причин множество – от желания привлечь внимание родителей до опасения не справиться с заданием. Есть еще естественное для здоровой личности сопротивление авторитетам – родителям, учителям, тренерам. Важно помнить, что в основе такого сопротивления всегда присутствует позитивный посыл, который может проявляться в негативном поведении. Нам родителям очень важно научиться этот посыл видеть. И вот почему: если родитель увидит только негативное поведение и станет решать проблему на этом уровне, скорее всего семья увязнет в болоте противостояния.

Важно помнить, что ответственность за коммуникацию с ребенком несет родитель. Можно провести аналогию с корпоративным бизнесом, в котором топ-менеджеры – это родители, а сотрудники – это дети. Детям сложнее самостоятельно справляться с внутренним сопротивлением. Помочь его осознать и преодолеть – вот основная цель для родителей, желающих эффективно мотивировать ребенка. Когда возникает регулярное сопротивление со стороны ребенка, тогда перед родителем встает задача найти новую стратегию мотивации.

У каждого успешного родителя со временем формируется собственная стратегия взаимодействия с ребенком. Как же понять, какая именно стратегия подойдет вашему ребенку? Прежде всего, отнестись к задаче мотивирования как к увлекательному проекту. С чего стоит начать?

Вспомните то время или такой момент, когда вам удавалось увлечь ребенка каким-то занятием. Как вам это удалось? Что вы говорили и чувствовали? Как вы поняли, что ребенок увлечен? Что из этого позитивного опыта вы можете перенести в новую стратегию? Также спросите себя, что нравится моему ребенку? Как я могу помочь ему перенести этот интерес в подготовку домашнего задания или в подготовку к соревнованиям? Спросите ребенка, какой предмет ему нравится и почему? Как это знание может усилить вашу новую стратегию? Составьте план и дайте себе время на его внедрение. Помните, что для выработки новой привычки даже взрослому необxодимо три недели. Привычка следовать новой стратегии мотивации важна и для родителя, и для ребенка.

Кроме того важно учесть индивидуальные особенности ребенка. По способу усвоения информации нашиx детей можно объединить в три группы: визуалы - воспринимают информацию с помощью зрения; аудиалы - обучаются через слушание; кинестетики - обучаются в основном через активные действия.

Если ребенок-визуал, то во время объяснения или обдумывания он рисует в тетрадке абстрактные картинки. Как помочь ему делать уроки? Ему важно все самостоятельно записать, чтобы запомнить. Лучше всего он будет воспринимать материал в виде таблиц и рисунков. Не стоит запрещать рисовать - так ему легче сосредоточиться. Ребенок-аудиал обладает обширным словарным запасом и хорошей памятью. Как ему лучше готовить уроки? Пусть несколько раз проговорит вслух учебный материал, можно использовать диктофон. Ребенку-кинестетику важно двигаться, он не может обойтись без жестикуляции. Как помочь делать уроки? Совместить процесс обучения с деятельностью. Пусть подчеркивает, меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки. Нельзя против воли заставлять сидеть сложа руки и слушать – иначе он ничего не запомнит и может потерять интерес к учебе. Ребенок-кинестетик по мере взросления обучается следовать установленным нормам поведения.

И, конечно, для любого ребенка эффективно замечать, что у него получается хорошо, что ему удалось за день, неделю, четверть, год. Для этого стоит выделить определенное время и повторять “ритуал” каждый день, для начала помогая ребенку найти факты, которые подтвердят его прогресс. Когда ребенок привыкнет, он сам сможет демонстрировать вам свои достижения. Зачем это делать? Внешняя среда, например, школа, часто обращает внимание ребенка на его ошибки: это пугает и демотивирует. Если получается плоxо, и вся тетрадь в красной пасте – зачем стараться? Это влияние можно смягчить дома, сменив акценты, завести свою домашнюю тетрадку и подчеркивать достижения, писать поощряющие заметки: молодец, получилось, удалось.

Дина Абайдильдинова, сертифицированный коуч, бизнес-тренер Академии коучинга "Step&Grow"


У ВАС ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ?